Продолжаем публикацию статей о правилах и традициях жизни мотоклубов, которые в свое время были размещены на страницах портала bikernews.ru.

БАЙКЕРОН 

Кто такой байкер - не знает никто. Сами байкеры затрудняются дать определение, кто они такие, да их это и не интересует. Иные российские граждане и организации имеют на этот счет особое мнение. Широко известна точка зрения полиции, родителей, педагогов, водителей автомашин и устроителей пивных фестивалей. Современная социопсихология предполагает, что байкеры - социальная группа, избравшая мотоциклы в качестве средства самоутверждения.

Байкерон - язык общения байкеров. Неизвестно, кому принадлежит честь его открытия и изучения. Существует гипотеза, что упоминания об этих героях можно обнаружить в документах 1980-1990 годов, в списках скончавшихся от цирроза печени или погибших вследствие отторжения организмом некачественных пластмассовых заменителей для поломанных при авариях костей. 

Как всякий жаргон, байкерон находится в процессе развития и подвержен интервенциям из лексикона технарей, представителей криминального мира, различных тусовочных «систем» и иностранных языков, в первую очередь - английского. Причины появления байкерона те же, что и причины появления байкеров, в каждой стране - свои. В Америке - это неприкаянность молодежи послевоенных лет, растущая безработица и культ мотобандита, взращенный кинематографом, телевидением и прессой. Современные исследования поставят влияние массовой культуры на раздувание феномена байкерства в один ряд с социально-экономическими предпосылками. Появление байкеров в России - реакция на разрушение социальных условностей в середине восьмидесятых годов XX века. Кто куда, а часть населения «ушла в байкеры». Причины у каждого свои, но поначалу никто не собирался катание на мотоцикле превращать в дело всей жизни. 

Часть общества, избравшая мотоцикл средством передвижения и объектом поклонения, постепенно осознала свою ненужность в «большом мире», занятом глобальными проблемами, до которых байкерам дела нет. Преуспеть в этом мире они были неспособны по многим причинам, главная из которых - абсолютное неприятие предлагаемого им кодекса условностей, например, не пользоваться мотоциклом там, где можно передвигаться пешком или в автомобиле. Растерянность, неспособность к «врастанию» в чуждое им по духу общество и поиск своего места в жизни натолкнули на мысль, что заменой «большому обществу» может стать «малое», окруженное завесой искусственно созданной таинственности и раздутых донельзя слухов. Так были изобретены мотоклубы. 

В «малом» обществе стай преуспевали те, кто первым сколачивал компанию друзей и изобретал ей название. Обеспечив себе, как отцам-основателям, командирские посты в собственном «малом» мире, эти отчаянные парни ввели сложную систему отбора и приема кандидатов, постарались ограничить возникновение конкурирующих клубов, прибегая, в том числе, и к методам физического воздействия.  Последнее дает основание исследователям сделать вывод о наличии в мотоклубах безусловного приоритета биологического начала над демократическим. Типичный мотоклуб во многом схож с организациями масонского типа: закрытый союз с жесткой иерархией и строжайшей дисциплиной, основанный на тайных принципах, использующий агрессивные методы действий и преследующий тайные цели. 

Многие из катающихся на мотоциклах не прочь приобщиться к тайной организации. Они жаждут подчиняться и быть частью тайны. Для этого от байкера требуется соблюдать два основополагающих правила: 
а) безоговорочно выполнять указания вожака; 
б) рядовые члены организации не должны знать смысла существования мотоклуба. 

Последнее положение - основа основ. Под смыслом может скрываться что угодно: легальная коммерция, религиозное сектантство, практика военизированных отрядов, контрабанда, торговля наркотиками, сутенерство и прочая деятельность, не всегда совместимая с официальным законом территории, на которой действует мотоклуб. Чаще всего СМЫСЛА НЕТ. Но этот факт тщательно скрывается от рядовых членов клуба. Понятно, почему: клуб развалится, а начальники потеряют подчиненных. Этим и объясняются таинственный и деловитый вид, который напускают на себя новообращенные члены мотоклуба, на деле продолжающие заниматься тем же: кататься, пить пиво и вообще «производить впечатление». В мотоклубе, к дежурному набору элементов совместного времяпровождения байкеров, добавляются ритуалы, церемонии, таинственные посвящения, особые знаки и символы, без которых мотоклуб уподобится кружку фалеристов (коллекционеров нагрудных знаков). Байкерон во многом подобен знакам, нашивкам, татуировкам. Язык байкеров скрывает тайну, он остается средством эмоциональной связи со сферой таинственного, формирует чувство приобщенности к ней. Приобщившись к таинственному, байкер наполняет свою жизнь смыслом. 

Таинственность - совершенна. Для простого байкера, не утруждающего себя чтением, таинственность всегда близка к сверхъестественному, потустороннему. Неудивительно, что другие сферы жизни перестают интересовать байкера и зачастую мотоклуб превращается в суррогатный вариант религии абсолютно сектантского толка. Все чувства байкера заняты одним - переживанием чувства приобщенности к сообществу, к мотоклубу, олицетворяющим истину. Байкер становится носителем и активным распространителем иллюзии, что он принадлежит к числу совершенных. В ситуации относительной социальной стабилизации, когда люди разделились на нищих и богатых, устроенных и разочарованных, работающих и выброшенных на улицу, байкерство - форма досуга для одних (турпоездки, слеты, путешествия выходного дня) и образ жизни для других. Во втором случае байкеры делятся на тех, кто зарабатывает (организация слетов, торговля амуницией, ремонт и продажа мототехники, тюнинг и пр.), и на тех, кто посвящает байку свободное время. Среди последних: творческие люди в поисках новых ощущений (журналисты, музыканты, художники), а также те, кто может себе это позволить от скуки (коммерсанты и чиновники) и молодежь, еще не определившаяся в жизни и имеющую массу свободного времени. 

Мотобанд в прямом смысле слова, как, например, в Америке, Германии и Японии, в России пока нет. Чтобы понять своеобразие байкерона, следует помнить, что байкеры всем своим обликом подчеркивают стремление уйти (уехать) от образа жизни, диктуемого общепринятыми нормами. Отсюда и сдвинутая шкала социальных ценностей. Кроме того, значительная часть «ежедневных» байкеров - выходцы из среды пролетариата, мелких служащих, бедствующей интеллигенции, мигрантов из кризисных районов. Они пытаются достичь успеха в своей, байкерской среде, и некоторым это даже удается. А врастание сопровождается изоляцией от общества и отказом от буржуазных ценностей (галстук, машина, дача и пр.); заработанное тратится на более совершенную мототехнику. Эти люди - гордость отечественного байкерского сообщества, их язык груб, стремителен, агрессивен, прямолинеен, энергичен, нахрапист и рискован. 

Большинство байкеров придерживается стайного образа жизни. В результате отбора, размежевания и деления выявились: 
а) устойчивые, внутренне структурированные группы (мотоклубы); 
б) группы конкретного лидера, без четкой иерархии; 
в) неустойчивые группы (компания надень, на вечер, на слет, «на дело»); 
г) фанатичные одиночки, составляющие меньшинство. 

Что не надобно одиночке, есть настоятельная потребность группы. Стайный образ жизни породил потребность в особом языке общения. 

Байкеры - дети кризиса. Поодиночке им плохо. Поодиночке они чувствуют себя брошенными. Вместе они - мощная физическая и творческая сила. Вместе они создают групповую культуру и язык общения. Для чего существует байкерон и зачем им пользуются, расширяя и пополняя его лексический запас? 

Байкерон являет собой: 
а) средство самовыражения индивидуума, который считает себя незамеченным (большая ошибка считать, что если тебя заметят, то это замечательно. Часто «замеченный» попадает на учет правоохранительных органов или преступных группировок. Балансировать между этими полюсами - сложная и опасная игра, не каждому под силу и должна быть оправдана вескими причинами. Иначе - финал с неутешительным результатом для байкера); 
б) символ групповой принадлежности; 
в) символ кажущейся независимости и 
г) вызов обществу. 

Порядочно времени прошло с тех времен, когда о байкероне отзывались так: «Сленг рокеров беден и состоит преимущественно из слов «технического» происхождения» (А. Запесоцкий, А. Файн «Эта непонятная молодежь», 1990). С тех давних времен словарь байкеров увеличился за счет новых видов мототехники и расширения круга общения байкеров, многие из которых сумели дожить до почтенного возраста. Словарь углубился из-за усложнения внутри групповых отношений и необходимости отличительной фразеологии. 

Байкеры - закрытая группа, поэтому байкерон в большей степени служит инструментом в опознавательной системе «свой - чужой», безошибочно определяющем положение говорящего в байкерской иерархии, а также для игры, в которой участвуют представители различных по уровню образования слоев, объединившихся по единственному признаку - обладание мотоциклом. Байкерон выполняет не только номинативную функцию, обозначая явления и предметы, отсутствующие в «цивильном» языке обывателей, но также, в незначительном объеме, служит для сокрытия истинных целей говорящего. Байкерон, как и любой жаргон, отличается специфической лексикой и созданием новых слов. 

Очень условно в байкероне можно выделить: 
а) заимствование из других жаргонов: 
— уголовников, («замести», «развести», «повязать»); 
— технического («оппозит», «вэшка»); 
— хип-системы («зависнуть», «косяк», «расшибить»); 
— англицизмы, когда носитель не ощущает иноязычное происхождение заимствования («трайк», «тюнинг», «чоппер»); 
б) переосмысление широкоупотребительных слов («японец», «пылесос», «лопух», «рога»); 
в) переоформление — сокращение, переход слов из одной стилистической категории в другую («кава», «яма»); 
г) фамильярное отношение к предметам и событиям («козлить», «пулять», «нарезать», «шлемак»). 

Таким образом, подчеркивается отличное знание техники, удалая лихость, игра со смертью и жажда риска. Ироничность байкера - это ироничность того, кто рискует жизнью на дороге. Близко к браваде. Заигрывание со смертью. Рисковые игры. 
По составу слов в байкероне можно понять круг интересов байкеров, который можно условно разделить на: 
— мототехнические термины («вила», «агрегат»); 
— амуниция («косуха», «лопатник»); 
— выпивка («бухло»); 
— практика езды («рассекать», «сорваться»); 
— персоналии стаи и публики вокруг («скамей-кер», «кекс», «дед», «мочалка», «самоделыцик»). 

Байкеры придумывают новые слова, меняют их, но обозначают они старые понятия. Все это - для того, чтобы расцветить жизнь, сделать ее интереснее, отказаться от «устарелого» (новое звучание — новая жизнь), заявить об особом восприятии жизни и, следовательно, о том, что мир байкеров - особый мир. 

Уникальность байкерона - обозначение одним словом и человека и механизма для большего эффекта, не определяя одушевленность/неодушевленность. Среди таких «байкентавров»: глагол «завестись», «сломаться», «чиниться»; существительное «колясочник»; прилагательное «заделанный» и пр.  В отличие, например, от уголовной «фени», байкерон менее шифрован. Можно предположить, что большинство байкеров не настроены на криминальный образ жизни, им нечего скрывать в своей деятельности. Те, кто ближе к криминалу, используют блатной жаргон. Появление особых «скрытых» форм байкерона будет означать рост криминального влияния на байкерскую среду и специфических преступлений, совершаемых байкерами. Так, в жаргоне американских мотобандитов давно используется выражение «gleep a cage» (угнать автомобиль), используемое исключительно в среде байкеров. Журнал «ТВ-Парк» писал о байкерах на излете второго тысячелетия, в 1999-м: «Вполне возможно, это - последние романтики уходящего века». Это замечание нуждается в уточнении. Байкеры проверяют на себе модели выживания в постиндустриальную эпоху. Зачастую не осознавая, они пронесли через кратковременный период технического прогресса неистребимое желание сбиться в группу и вместе бороться за место под солнцем. А собственный язык - непременная принадлежность стай.

Источник: bikernews.ru

← предыдущая статья                                                                                                       следующая статья →